Учащиеся детских музыкальных школ, детских школ искусств, образовательных учреждений детского творчества и все желающие
Лауреат 1 степени – 90-100% заданий выполнено правильно
Лауреат 2 степени – 80-89% заданий выполнено правильно
Лауреат 3 степени – 70-79% заданий выполнено правильно
Дипломант 1 степени – 60-69% заданий выполнено правильно
Дипломант 2 степени – 50-59% заданий выполнено правильно
Дипломант 3 степени – 40-49% заданий выполнено правильно
Участник - менее 40% заданий выполнено правильно
Олимпиада проводится в один тур в письменной форме. Задания Олимпиады в целом соответствуют программным требованиям дисциплины (Номинация «Сольфеджио» - семилетний срок обучения).
Ряд заданий может иметь повышенный уровень сложности.
Язык Олимпиады - русский.
Ознакомиться с требованиями:
2 класс
Часть 1. Слуховой анализ
Диктант (расставить цифры в правильном порядке под написанными тактами) в объеме 4 тактов, размеры: 2/4, 3/4, 4/4. Паузы — половинные, четвертные, восьмые. Тональности мажорные и минорные до двух знаков включительно. Определение на слух: лада (мажор или минор), жанра (марш, полька, вальс, песня), размера, темпа, ритмических особенностей (наличие затакта) в прослушанном произведении; диатонических интервалов в гармоническом звучании (ч, м2, б2, м3, б3, ч4, ч5, м6, б6, м7, б7, ч8).Часть 2. Теоретические вопросы
Теоретические сведения: ступени, параллельные тональности, знаки в тональностях, строение мажорной гаммы, полутоновый состав интервалов, интервальный состав Б53 и М53 (мажорного и минорного трезвучий), диез, бемоль, бекар, интервал, мотив, фраза, фермата, звукоряд, гамма, опевание, аккорд.
3 класс
Часть 1. Слуховой анализ
Диктант (расставить цифры в правильном порядке под написанными тактами) в объеме 8 тактов, размеры: 2/4, 3/4, 4/4. Паузы — половинные, четвертные, восьмые. Тональности мажорные и минорные до трёх знаков включительно. Определение на слух: лада (мажор или минор), жанра (марш, полька, вальс, песня), размера, темпа, ритмических особенностей (наличие затакта) в прослушанном произведении; диатонических интервалов в гармоническом звучании (ч1, м2, б2, м3, б3, ч4, ч5, м6, б6, м7, б7, ч8). Умение группировать длительности в размерах 2/4, 3/4, 4/4.
Часть 2. Теоретические вопросы
Теоретические сведения: устойчивые, неустойчивые, вводные, главные ступени лада, параллельные и одноимённые тональности, знаки в тональностях, строение мажорной гаммы, 3 вида минора, местонахождение интервалов на ступенях мажора и минора, полутоновый состав интервалов, местонахождение трезвучий главных ступеней и их обращений, обращение, разрешение, звукоряд, гамма, опевание, аккорд, интервальный состав Б53, М53,Ув53 иУм53.
4 класс
Часть 1. Слуховой анализ
Диктант (расставить цифры в правильном порядке под написанными тактами) в объеме 8 тактов, размеры: 2/4, 3/4, 4/4. Паузы — половинные, четвертные, восьмые. Тональности мажорные и минорные до четырёх знаков включительно. Определение на слух вне лада: интервалов в гармоническом звучании (ч1, м2, б2, м3, б3, ч4, ч5, м6, б6, м7, б7, ч8, ув4, ум5), аккордов Б53, М53, их обращений (Б6, М6, Б64, М64), Ув53, Ум53. Умение группировать длительности в размерах 2/4, 3/4, 4/4. Умение определять функции аккордов в тональности (Т53, Т6, Т64, S53, S6, S64, D53, D6, D64, D7).
Часть 2. Теоретические вопросы
Теоретические сведения: параллельные и одноимённые тональности, знаки в тональностях, строение мажорной гаммы, местонахождение интервалов на ступенях мажора и минора, полутоновый состав интервалов, D7, разрешение, обращение, интервальный состав Б53, М53, их обращений, Ув53 иУм53, септаккорд, синкопа, секвенция, тритон, пунктирный ритм.
5 класс
Часть 1. Слуховой анализ
Диктант (расставить цифры в правильном порядке под написанными тактами) в объеме 8 тактов, размеры: 2/4, 3/4, 4/4, 6/8. Паузы — половинные, четвертные, восьмые. Тональности мажорные и минорные до шести знаков включительно. Определение на слух вне лада: интервалов в гармоническом звучании (ч1, м2, б2, м3, б3, ч4, ч5, м6, б6, м7, б7, ч8, ув4, ум5), аккордов Б53, М53, их обращений (Б6, М6, Б64, М64), Ув53, Ум53. Умение группировать длительности в размерах 3/4, 4/4, 6/8. Умение определять функции аккордов в тональности (Т53, Т6, Т64, S53, S6, S64, D53, D6, D64, D7, D65, D43, D2).
Часть 2. Теоретические вопросы
Теоретические сведения: параллельные и одноимённые тональности, знаки в тональностях, интервалы на ступенях мажора и минора, полутоновый состав интервалов, трезвучия главных ступеней, их обращений, D7 и его обращений, интервальный состав Б53, М53, их обращений, Ув53 и Ум53, септаккорд, синкопа, фермата, период, каденция, хроматизм, альтерация, органный пункт, тритон, пунктирный ритм, группировка длительностей.
6 класс
Часть 1. Слуховой анализ
Диктант (расставить цифры в правильном порядке под написанными тактами) в объеме 8 тактов, размеры: 3/4, 4/4, 6/8. Паузы — половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые. Тональности мажорные и минорные до шести знаков включительно. Определение на слух вне лада: интервалов в гармоническом звучании (ч1, м2, б2, м3, б3, ч4, ч5, м6, б6, м7, б7, ч8, ув4, ум5, ув2, ум7, ув5, ум4), аккордов Б53, М53, их обращений (Б6, М6, Б64, М64), Ув53, Ум53, МБ7, МБ65, МБ43, МБ2. Умение группировать длительности в размерах 3/4, 4/4, 6/8. Умение определять функции аккордов в тональности (Т53, Т6, Т64, S53, S6, S64, D53, D6, D64, D7, D65, D43, D2).
Часть 2. Теоретические вопросы
Теоретические сведения: параллельные и одноимённые тональности, знаки в тональностях, интервалы на ступенях мажора и минора, характерные интервалы, полутоновый состав интервалов, трезвучия главных ступеней, их обращения, D7 и его обращения, гармонический мажор, интервальный состав Б53, М53, их обращений, Ув53 и Ум53, D7, D65, D43, D2; синкопа, период, каденция, хроматизм, альтерация, органный пункт, пентатоника, пунктирный ритм.
7 класс
Часть 1. Слуховой анализ
Диктант (расставить цифры в правильном порядке под написанными тактами) в объеме 8 тактов, размеры: 3/4, 4/4, 6/8. Паузы — половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые. Тональности мажорные и минорные до семи знаков включительно. Определение на слух вне лада: интервалов в гармоническом звучании (ч1, м2, б2, м3, б3, ч4, ч5, м6, б6, м7, б7, ч8, ув4, ум5, ув2, ум7, ув5, ум4), аккордов Б53, М53, их обращений (Б6, М6, Б64, М64), Ув53, Ум53, МБ7, МБ65, МБ43, МБ2, ММ7, МУм7 и Ум7. Умение группировать длительности в размерах 3/4, 4/4, 6/8. Умение определять функции аккордов в тональности (Т53, Т6, Т64, S53, S6, S64, D53, D6, D64, D7, D65, D43, D2, VI53, VI6, II7, УмVII7).
Часть 2. Теоретические вопросы
Теоретические сведения: родственные тональности, знаки в тональностях, интервалы на ступенях мажора и минора, характерные интервалы, полутоновый состав интервалов, трезвучия главных ступеней и их обращения, D7 и его обращения, гармонический мажор, интервальный состав Б53, М53, их обращений, Ув53 и Ум53, МБ7 и его обращений, ММ7, МУм7 и Ум7, период, каденция, хроматизм, тональность, альтерация, отклонение, модуляция, органный пункт, энгармонизм, лады народной музыки, пентатоника.
2 класс
1 часть Диктант (расставить цифры в правильном порядке под написанными тактами) в объеме 4 тактов, размеры: 2/4, 3/4, 4/4. Паузы — половинные, четвертные, восьмые. Тональности мажорные и минорные до двух знаков включительно. Определение на слух: лада (мажор или минор), жанра (марш, полька, вальс, песня), размера, темпа, ритмических особенностей (наличие затакта) в прослушанном произведении; диатонических интервалов в гармоническом звучании (ч, м2, б2, м3, б3, ч4, ч5, м6, б6, м7, б7, ч8). 2 часть Теоретические сведения: ступени, параллельные тональности, знаки в тональностях, строение мажорной гаммы, полутоновый состав интервалов, интервальный состав Б53 и М53 (мажорного и минорного трезвучий), диез, бемоль, бекар, интервал, мотив, фраза, фермата, звукоряд, гамма, опевание, аккорд.
3 класс
Диктант (расставить цифры в правильном порядке под написанными тактами) в объеме 8 тактов, размеры: 2/4, 3/4, 4/4. Паузы — половинные, четвертные, восьмые. Тональности мажорные и минорные до трёх знаков включительно. Определение на слух: лада (мажор и минор трех видов), характера, размера, темпа, ритмических особенностей, динамических оттенков в прослушанном произведении; диатонических интервалов в гармоническом звучании. Теоретические сведения: параллельные и одноимённые тональности, знаки в тональностях, строение мажорной гаммы, местонахождение интервалов на ступенях мажора и минора, полутоновый состав интервалов, местонахождение аккордов главных ступеней, обращение, разрешение, интервальный состав Б53, М53, Ув53 и Ум53, группировка длительностей.
4 класс
Диктант (расставить цифры в правильном порядке под написанными тактами) в объеме 8 тактов, размеры: 2/4, 3/4, 4/4. Паузы — половинные, четвертные, восьмые. Тональности мажорные и минорные до четырёх знаков включительно. Определение на слух: диатонических интервалов в гармоническом звучании, аккордов Б53, М53, их обращений, Ув53 иУм53. Теоретические сведения: параллельные и одноимённые тональности, знаки в тональностях, строение мажорной гаммы, местонахождение интервалов на ступенях мажора и минора, полутоновый состав интервалов, местонахождение трезвучий главных ступеней и их обращений, D7, разрешение, интервальный состав Б53, М53, их обращений, Ув53 и Ум53, септаккорд, синкопа, секвенция, тритон, пунктирный ритм, группировка длительностей.
5 класс
Диктант (расставить цифры в правильном порядке под написанными тактами) в объеме 8 тактов, размеры: 2/4, 3/4, 4/4, 6/8. Паузы — половинные, четвертные, восьмые. Тональности мажорные и минорные до шести знаков включительно. Определение на слух: диатонических интервалов в гармоническом звучании, аккордов Б53, М53, их обращений, Ув53 и Ум53. Теоретические сведения: параллельные и одноимённые тональности, знаки в тональностях, интервалы на ступенях мажора и минора, полутоновый состав интервалов, трезвучия главных ступеней, их обращений, D7 и его обращений, интервальный состав Б53, М53, их обращений, Ув53 и Ум53, септаккорд, синкопа, фермата, период, каденция, хроматизм, альтерация, органный пункт, тритон, пунктирный ритм, группировка длительностей.
6 класс
Диктант (расставить цифры в правильном порядке под написанными тактами) в объеме 8 тактов, размеры: 2/4, 3/4, 4/4, 6/8. Паузы — половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые. Тональности мажорные и минорные до шести знаков включительно. Определение на слух: диатонических и характерных интервалов в гармоническом звучании, аккордов Б53, М53, их обращений, Ув53, Ум53, МБ7 и его обращений. Теоретические сведения: параллельные и одноимённые тональности, знаки в тональностях, интервалы на ступенях мажора и минора, полутоновый состав интервалов, трезвучия главных ступеней, их обращений, D7 и его обращений, гармонический мажор, интервальный состав Б53, М53, их обращений, Ув53 и Ум53, синкопа, период, каденция, хроматизм, альтерация, органный пункт, пентатоника, пунктирный ритм, группировка длительностей.
7 класс
Диктант (расставить цифры в правильном порядке под написанными тактами) в объеме 8 тактов, размеры: 2/4, 3/4, 4/4, 6/8. Паузы — половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые. Тональности мажорные и минорные до семи знаков включительно. Определение на слух: диатонических и характерных интервалов в гармоническом звучании, аккордов Б53, М53, их обращений, Ув53, Ум53, МБ7 и его обращений, ММ7, МУм7 и Ум7. Теоретические сведения: родственные тональности, знаки в тональностях, интервалы на ступенях мажора и минора, полутоновый состав интервалов, трезвучия главных ступеней, их обращений, D7 и его обращений, гармонический мажор, интервальный состав Б53, М53, их обращений, Ув53 и Ум53, МБ7 и его обращений, ММ7, МУм7 и Ум7, период, каденция, хроматизм, альтерация, отклонение, модуляция, органный пункт, энгармонизм, лады народной музыки, пентатоника, группировка длительностей.
Экспертная комиссия состоит из преподавателей теоретических дисциплин ведущих музыкальных высших учебных заведений г. Москвы.
Заслуженный деятель искусств РФ. Доктор искусствоведения.
Профессор Российской академии музыки им. Гнесиных. Композитор. Академик.
г. Москва
Декан факультета историко-теоретико-композиторской и общегуманитарной подготовки Государственного музыкально-педагогического института имени М.М. Ипполитова-Иванова.
Г. Москва