Пина Бауш — полнота жизни в танце

Пина Бауш — одна из самых ярких танцовщиц и хореографов ХХ века. С ее именем не связывают определенного хореографического направления. Современный танец, да, несомненно; экспрессионизм, именно так. Но как же тесно ее спектаклям в любых рамках! Ее вклад в современное искусство — Театр танца, Tanztheater. 

Пина Бауш — полнота жизни в танце

Автор: Екатерина Широкая

 

Родилась Пина Бауш (PinaBauschполное имя — Филиппина Бауш) 27 июля 1940 года в Золингене, в Германии.  В 15 лет была принята в Фольквангскую академию искусств в Эссене. Школой танца там руководил Курт Йосс, который одним из первых в Европе начал использовать в классическом балете элементы театра. Окончив ее в 1959 году, Бауш продолжила образование в Джульярдской школе в Нью-Йорке. Там одним из ее преподавателей стал Энтони Тюдор, балетмейстер, мастер психологической экспрессии  в танце. Закончив обучение, Бауш выступала в Балетной труппе Метрополитен-опера.

 

 

   В 1962 году Бауш вернулась в Эссен. Она стала солисткой труппы Фолькванг-балет и ассистировала Курту Йоссу при постановках. В 1968 году поставила свой первый балет «Фрагменты» на музыку Белы Бартока. А через год сменила Йосса на посту художественного руководителя театра.

 

   А в 1972 году Пина Бауш стала художественным руководителем балетной труппы города Вупперталя. И мало кому известный промышленный город на западе Германии обрел театр, которому рада была бы любая европейская столица. Ежегодно выходило несколько новых балетов — а это колоссальная творческая продуктивность. Чуть позже театр официально стал называться Вуппертальский Танцтеатр Пины Бауш. Постановки его разительно отличались от привычных изящных балетных номеров.

 

 

 Чем же отличались? Не только тем, что наряду с балетом использовалась пантомима, вокальные номера — в балете «Семь смертных грехов» на музыку Курта Вайля наряду с танцовщиками были задействованы оперные певцы. Не только тем, что наряду с произведениями классической музыки использовались народные песни и шлягеры. В конце концов не только потому, что на сцене шел не бутафорский, но самый настоящий дождь, а танцовщики могли танцевать по рассыпанному торфу или тысячам цветов. Особой была сама ткань повествования спектаклей — сцены могли глубоко тронуть, возмутить, погрузить в отчаяние, вызвать отвращение, замешательство, восторг, смущение, наполнить счастливым трепетом. Но балетмейстеры много лет пытаются так или иначе поразить публику, вызвать живой отклик, правда, далеко не всегда удачно. Так что же особого в спектаклях Пины Бауш?

 

 

   Сама Бауш ставила сцены, не требуя, как принято в классической хореографии, чтобы танцовщик максимально правильно следовал замыслу балетмейстера, раз за разом отрабатывая заданное движение. «Репетиция не есть простое повторение», - считала она. Она говорила, что надо идти не от начала к концу, но изнутри! Важнейшей темой для нее были человеческие взаимоотношения. Нужно двигаться от импровизации и черпать вдохновение в собственном опыте танцовщика, считала она. Она могла долго расспрашивать танцовщика о его родителях, детстве, о том, что он чувствует в различных жизненных ситуациях, о том, что любит и не любит, о том, что причиняет ему боль, о его стремлениях. Слушала очень внимательно, спокойно, принимая все, не оценивая, что правильно, а что нет. Танцовщики вспоминают, что так рождалась особая рабочая атмосфера — очень доверительная и очень вдохновляющая. Из таких разговоров рождались сначала жесты, затем диалоги и целые сцены. Бауш не писала плана заранее — порядок сцен мог быть изменен даже на самых последних прогонах, если того требовала внутренняя логика развития спектакля. Именно драматизм человеческих переживаний и отношений был темой ее творчества, а свобода выразить свои переживания — и темой, и сюжетом спектаклей.

 

   26 лет работы, более 40 спектаклей. Постоянные гастроли. Многие спектакли стали плодом совместной работы с балетными труппами по всему миру. Пина Бауш щедро делилась своим видением балета, своим талантом. Для нее не так важно было соответствие танцора классическим нормам, безупречность его формы и танцевальной техники, как его естественность, эмоциональное проживание своей роли, открытость — то, что становилось мостиком, соединявшим спектакль и зрителей.

 

   Умерла Пина Бауш в 2009 году. После нее остался Танцтеатр, который продолжает поддерживать созданные ею спектакли. Сейчас его художественным руководителем стал Лутц Фёрстер, который с 1975 года сам был танцовщиком труппы. Он преподает в Эссенской академии танца, где когда-то училась сама Пина, и прилагает все усилия, чтобы не только сохранить, но и приумножить ее наследие. С 2015 Ферстер планирует предоставлять подмостки Танцтеатра балетмейстерам, которые хотят внести свой вклад в развитие хореографического искусства.

 

   После смерти Пины был основан Фонд творческого наследия Пины Бауш, который свою   основную задачу видит в том, чтобы сделать доступным для общественности наследие Танцтеатра — сотни часов видеозаписей спектаклей и репетиций, которые позволяют   ознакомиться с творческим методом Пины Бауш. Сама она была против простого копирования и бездумного воспроизведения своей техники и художественных приемов. Но сам подход к созданию танца через исследование человеческой жизни, безусловно, заслуживает бережного сохранения и использования.

 

   

 

 

 

 

 

 

Осталась роль слепой графини Леримии фильме Феллини «И корабль плывет». Роль в фильме Педро Альмадовара «Поговори с ней». Несколько документальных фильмов. И фильмы-постановки по спектаклям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Некоторые материалы и ресурсы, где можно подробнее познакомиться с творчеством великой Пины Бауш:

1. «Орфей и Эвридика». Парижская опера (Opéra National de Paris). Музыка Глюка, постановка и сценография Пины Бауш.                                                                             http://www.youtube.com/watch?v=LyWBckI0uOQ

2. «Весна священная» — фильм-балет 1978 года на музыку Стравинского. http://www.youtube.com/watch?v=VUfj3vGo4n4

 

3. «Кафе Мюллер» — фильм 1985 года по спектаклю 1978 года     http://www.youtube.com/watch?v=36s1UxPM9LA

 

4. Режиссер Вим Вендерс в течении нескольких лет собирал материалы к своему документальному фильму «Пина: танец страсти» в 3D.

4а. Вадим Гаевский о фильме

http://polit.ru/article/2013/04/21/Pina_Bausch/

 

5. Сайт театра (на немецком и английском) http://www.pina-bausch.de/en/index.php

 

6. Вот очерк о Пине Бауш в цикле статей «50 композиторов» Института Гете http://www.goethe.de/kue/tut/cho/cho/ag/bau/enindex.htm

 

7. Сайт, где можно приобрести диски с фильмами по спектаклям

http://www.inoekino.ru/author.php?id=12306

 


Вход: