Жалейка — старинный русский народный духовой инструмент

Жалейка — старинный русский народный духовой деревянный музыкальный инструмент — деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты.

 

Жалейка известна также под названием жаломейка.  Русскиенародные духовые инструменты являются важной составной частью национальной музыкальной культуры.  Учёные относят появление первых музыкальных инструментов к XIIIвеку до нашей эры. Раньше всех появились ударные инструменты. Затем появились духовые: дудки, свистки, свистульки.  Широкое распространение в среде скоморохов и пастухов получили рожки, жалейки, свирели.

           В эпоху Киевской Руси  они использовались в войсковых соединениях, в торжественных случаях при княжеских дворах. При правлении Ивана Грозного и патриарха Никона инструменты и исполнители подвергались гонениям. Русская национальная музыкальная культура понесла значительный урон. Правда, сам народ всегда любил своих музыкантов. Эта любовь и спасла от полного забвения и инструменты,  и традиции исполнительства на них.

          В конце XIXстолетия возросший интерес русского общества к своей национальной истории и культуре способствовал появлению первых исследовательских работ по народному инструментарию А. Фаминцына, Н. Привалова,  Е.Линёвой. По времени это совпало с деятельностью В.В.Андреева по возрождению и усовершенствованию русских народных инструментов. Наряду с работами по реконструкции балалаек и домр  Андреевым В.В. предпринимались попытки усовершенствования и духовых инструментов, таких как брёлка, свирель.

         В начале XXвека русский музыкант-самородок псковский крестьянин 

О.У. Смоленский сконструировал жалейки разных размеров и создал квартет жалейщиков, выступавший на протяжении ряда лет в Петербурге. Тогда же и М.Е. Пятницкий ввёл жалейку  в свой хор.

          Пастухи - рожечники сами делали рожки различной величины, на которых играли в так называемых «хорах» рожечников. Широкой известностью в начале прошлого века пользовался «хор» рожечников под управлением потомственного пастуха Н.В. Кондратьева.

         Из-за сложности овладения игрой на рожках  и из-за их диатонического звукоряда применение рожков  в оркестрах народных инструментов ограничено.

          Народные духовые инструменты отличаются особенностями конструкции и способом  звукоизвлечения. По классификации народные духовые инструменты подразделяются на язычковые, флейтовые (свистящие) и мундштучные (амбушюрные).

Происхождение, история жалейки

Слово «жалейка» не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к концу XVIII века. Есть основание предполагать, что жалейка присутствовала до этого в облике другого инструмента.

В ряде областей жалейку, как и владимирский рожок, называют «пастушеским рожком». В результате, когда в письменном источнике говорится о «пастушеском рожке» мы не можем точно знать, о каком инструменте идёт речь.

Происхождение слова «жалейка» не установлено. Некоторые исследователи связывают его с «желями» или «жалениями»- поминальным обрядом, который включает в себя в некоторых местностях игру на жалейке.

Использовалась жалейка как пастушеский инструмент, играли на ней наигрыши разных жанров в одиночку, дуэтом, ансамблем.

Устройство и разновидности жалейки

Жалейка бывает двух разновидностей – одинарная и двойная (двухствольчатая) парная.

Одинарная жалейкапредставляет собой небольшую трубочку из ивы или бузины длиной от 10 до 20 см, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. Язычок иногда надрезают на самой трубочке. На стволе есть от 3 до 7 игровых отверстий, благодаря чему можно менять высоту звука.

Звукоряд жалейки диатонический. Диапазон зависит от количества игровых отверстий. Тембр жалейки пронзительный и гнусавый, печальный и жалостливый.     Диапазон инструмента – одна октава; звукоряд диатонический, но бывает и хроматический.

    По диапазону жалейки бывают:

а)  пикколо -  от нот IIоктавы «соль», «ми»,  «до»;

б)  сопрановые – от нот  Iоктавы «ля», «соль»;

в)  альтовые -  от нот Iоктавы «фа», «ми», «ре», «до»;

г)  басовые – от нот малой октавы «ля», «соль», «фа», «ми»;

д)  парные или двойные сопрановые – от ноты «ля» и ноты «соль» Iоктавы.

Двойная (двухствольчатая) или парная жалейкасостоит из двух одинаковых по длине трубочек с игровыми отверстиями, сложенными рядом и вставленными в один общий раструб. Число игровых отверстий у парных жалеек различно. Как правило,  на мелодической дудочке игровых отверстий больше, чем на дудочке вторящей.

 

Играют на обеих дудочках одновременно, извлекая звук либо из обеих сразу, либо из каждой дудочки отдельно по очереди. Парные жалейки используются для одноголосной и двухголосной игры. Одинарные жалейки распространены главным образом в северных областях России, а парные – в южных.

Жалейка –язычковый духовой инструмент, на протяжении столетий бытовавший в основном в пастушьей среде и был хорошо распространён на Руси, в Белоруссии, Украине и Литве. Это  небольшая трубка, заканчивающаяся раструбом из коровьего рога. Звук жалейки резкий, гнусавый.

          Жалейка – наиболее распространённый музыкальный инструмент, широко используемый в народных оркестрах. Волынка тому виной. Парные жалейки очень напоминают звучание волынки – нижний голос жалейки выполняет функцию бурдона (он звучит на одной высоте). Происхождение жалейки от волынки подтверждает её сходство с конструкцией мелодической трубки волынки и по характеру звучания. У белорусов сама мелодическая трубка от волынки и называлась жалейка. Состоит жалейка из небольшой цилиндрической трубки (деревянной или эбонитовой), мундштука с одинарным язычком – пищиком из тростника или пластмассы. Тростниковый язычок перед игрой размачивают, применение же пластмассового язычка размачивания не требует. Раструб – резонатор жалейки делают из коровьего рога, который надевается на нижний конец трубки.

 

Известные коллективы и исполнители на жалейке

Оркестр хора имени М. Пятницкого солист В. Воронков (1950-1960-е годы), Оркестр солистов «Русские узоры» солисты М. Вахутинский, С. Бутушин, С. Мишин, К. Буянов, И. Буянова, Е. Красовская. Ансамбли: «Былина» п/у С. Молдованова (1980-е годы), «Скоморохи» п/у А. Соловьёва (г. Кемерово), «Скоморохи» п/у В. Акулович (г. Санкт-Петербург), «Забава» п/у Н. Осипова (г. Улан-Удэ), ансамбль «Жалейка» п/у В. Назарова, ансамбль народных инструментов «Садко» художественный руководитель М. Серый

Мастера по изготовлению жалеек:

Астахов Анатолий (Москва)

Бутушин Сергей Иванович (г. Москва)

Краснобаев Вячеслав (Москва)

Мишин Сергей (Москва)

Соловьёв Александр (г. Кемерово)

Ткаченко Юрий Михайлович (г. Кемерово)

 

Продажа инструментов: где купить/заказать?!

Жалейку можно заказать мастеру по изготовлению старинных народных духовых инструментов или купить в сети магазинов музыкальных инструментов, а также в Производственном комбинате музыкальных инструментов фонда П.И. Чайковского, в Концерне «Музпром».

Послушать звучание жалейки

Предлагаем Вашему вниманию послушать звучание жалеек в исполнении мастера-профессионала. На фоне жалеек звучат владимирские рожки, свирель, соловей (игрушка водяная).

 


Жалейка пикколо МИ


Жалейка сопрано ЛЯ мастера Бутушина Сергея Ивановича


Парная жалейка СОЛЬ мастера Бутушина Сергея Ивановича


Вход: