Свободное танго Астора Пьяццоллы.

Танго - это естественная экспрессия большого города.

Астор Пьяццолла.

 

«Libertango» http://www.youtube.com/watch?v=RUAPf_ccobc

Работая на фестивалях Фонда «Планета Талантов», я заметила, что на каждом конкурсе всегда найдется несколько человек, исполняющих произведения этого выдающегося композитора. И я всей душой разделяю их любовь. Впервые я познакомилась с «El Gran Ástor» («Великим Астором») еще в юности, когда училась в музыкальной школе и очень часто посещала различные концерты и музыкальные фестивали. Тогда же я услышала «Времена года в Буэнос-Айресе», которые перевернули во мне представление о музыке 20 века. Эта музыка, как профессиональный актер, очень тонко играет чувствами слушателя, оживляя воспоминания, эмоции, ощущения в теле. Но самое главное, она в корне меняет представления о танго.

Зачастую представления о танго у подавляющего большинства людей достаточно однобокие, основанные на голливудских фильмах а-ля «Запах женщины» и «Давайте потанцуем». Но перед тем, как начать разговор о новаторстве Астора Пьяццоллы, стоит разобраться в том, каким было танго в понимании жителей Аргентины того времени.

Начнем с того, что танго – это народный танец, изначально исполнявшийся мужчинами в паре. В это сложно поверить, потому что существует множество мифов о моряках и женщинах в порту.

Его танцевала вся Аргентина. На улицах, в кабаках и даже в элитных салонах Буэнос-Айреса. Сначала его танцевали преимущественно «низы», позже же оно стало непременным атрибутом высшего общества.  Пик развития танго приходится на 1930-1950-е г.г. В это время появилось множество ансамблей и оркестров под руководством композиторов, ставшими теперь уже классиками – Карлос Гардель, Освальдо Пульезе, Анибал Тройло, Франсиско Канаро.

«La yumba» tango de Оsvaldo Pugliese http://www.youtube.com/watch?v=dUSDo-hUKQ0

Карлос Гардель, Por una cabeza http://rutube.ru/video/fc067bf2111bc18e51f879e71e04c7f3/

Anibal Troilo «Romance De Barrio» http://ololo.fm/search/Anibal+Troilo/Romance+De+Barrio

Francisco Canaro «Poema» http://ololo.fm/search/Francisco+Canaro/Poema

Танцевалось танго в основном под классические песни, романсы размером на 2 или на 4 и с определенной структурой мелодии. Музыка задавала четкий ритм, на который идеально ложились танцевальные фигуры.

Танго – это уникальный межкультурный феномен, это музыка, стихи, танец эмигрантов, это достояние Аргентины, которое кстати в 2009 году вошло в список наследия ЮНЭСКО, в том числе и благодаря творчеству El Gran Ástor.

Астор Пьяццолла родился в маленьком городке Mar del Plata11 марта 1921 года.  С детства отец привил ему любовь к музыке: мальчик слушал пластинки Карлоса Гарделя и других исполнителей танго, произведения лучших джазменов того времени. Во многом это повлияло на дальнейшие его пристрастия в музыке. Поощряя любовь к искусству, отец вручил ему бандонеон – разновидность гармоники.

Пьяццолла с такой страстью взялся за бандонеон, что за несколько лет достиг больших успехов в исполнительстве. Сам Карлос Гардель, кумир миллионов, знаменитый композитор и исполнитель танго, предложил выступить вместе с ним в клубе, а заодно и маленькую роль в фильме про танго. Годом позже Гардель приглашает четырнадцатилетнего Астора отправиться с ним на гастроли, но отец был против. Именно решение отца уберегло его от страшной трагедии: на этих гастролях вся команда музыкантов Карлоса Гарделя погибла в авиакатастрофе.

Занимаясь композицией, Астор Пьяццолла начинает писать произведения для аккордеона, пытаясь превратить его в полноценный классический сольный инструмент.

Симфония "Buenos Aires" вызвала множество положительных откликов со стороны его коллег за уникальную интерпретацию бандонеона в оркестре. Выиграв конкурс композиторов с этим произведением, он получает стипендию и отправляется на обучение в Париж к известному педагогу Наде Буланж. Прослушав множество композиционных наработок Астора, она настояла, чтобы он не бросал танго, а модифицировал его, используя джазовые и классические приемы.

Астор Пьяццолла возвращается на родину с багажом новых знаний, а также с новым, дерзким, вызывающим танго – tangonuevo – абсолютно отличный стиль, годный для большой сцены, и будто позабывший о своих истоках.  Nuevo tango – уникальное явление, вобравшее в себя частичку джаза и классики. Этот стиль ломает все представления о классическом танго. В нем нет той четкой структуры, нет, казалось бы, законченных музыкальных фраз, и в конце концов под эту музыку практически невозможно станцевать танго.

Несколько лет Пьяццолла со своим ансамблем Okteto Buenos Aires пытался достучаться до Аргентины, но публика была беспощадна. Никто не хотел принимать эту наглую модификацию. На родине говорили, что Пьяццолла убил танго. Сломленный композитор покидает страну, обосновавшись в Нью-Йорке. Там он работает аранжировщиком, продолжая эксперименты по слиянию танго и джаза. Астор Пьяццолла убежден, что танго предназначено не столько для того, чтобы его танцевали, а скорее для того, чтобы слушали и наслаждались. Он мечтает о том, чтобы оно заняло свое место в нише академической музыки, хочет поднять его на совершенно новый уровень, и поэтому не сдается. В эти годы написан тот самый цикл «Времена года в Буэнос-Айресе», который состоит из четырех произведений, соотносимых с четырьмя временами года.

«Verano Porteño» http://www.youtube.com/watch?v=c0gDqDXpUW0

«Otoño Porteño» http://www.youtube.com/watch?v=l0vveyYODpQ

«Invierno Porteño» http://www.youtube.com/watch?v=b-q4FLTCzUI

«Primavera Porteño» http://www.youtube.com/watch?v=JocVr72a8N4

Наверное, в каждом его произведении есть эта удивительная нотка тоски. «Я счастливый парень, я люблю хорошее вино, я люблю поесть, я люблю жить, вроде как нет никаких причин моей музыке быть грустной. Но моя музыка печальна, потому что танго печально. Танго печально, драматично, но не пессимистично», - сказал он в одном интервью.

Астор Пьяццолла — не только выдающийся композитор, но и исполнитель почти всех своих произведений. А в 1993 году аргентинский композитор даже стал номинантом на «Грэмми». Его произведение «Oblivion» попало в категорию «лучшая инструментальная композиция». Общественность высоко оценила эту пьесу и причислила его к лучшим произведениям Пьяццоллы. В конце концов и в Аргентине приняли его творчество, называя El Gran Ástor.

«Oblivion»  http://www.youtube.com/watch?v=oB-RS000NLs&index=1&list=RDoB-RS000NLs

В чем же все-таки его новаторство? «В гармонии, в ритме, в прекрасном контрапункте, который создают два или три инструмента. И совсем не обязательно, чтобы они были в одной тональности, можно проявить смелость», - говорит он сам о своей музыке.

Невозможно отрицать тот факт, что Астор Пьяццолла вывел танго на абсолютно новый, мировой, академический уровень. С бедных районов Буэнос-Айреса оно перекочевало в огромные концертные залы. Астор Пьяццолла не убил танго, а вдохнул в него новую дерзкую жизнь! Его новое танго покорило весь мир. Оно разожгло страсть даже в самых северных уголках нашей планеты, и до сих пор не умолкают восторженные отклики по всему миру.

© Арина Граханцева

© Фонд «Планета талантов»


Вход: