Режиссёр в театре

Сегодня все от мала до велика знают: режиссер - один из главных деятелей театра. Без режиссера не родится новый спектакль, без режиссера не пройдет толково очередная репетиция, без режиссера не решится море вопросов, касающихся не только творческого процесса, но и театрально-хозяйственных проблем.

 

Казалось бы, так было всегда: был театр, а при нем - режиссер. Оказывается, нет.
Режиссерское искусство и профессиональные режиссеры - искатели собственной оригинальной трактовки той или иной пьесы - появились лишь в конце XIX века. До этого, конечно, театр как-то выходил из положения: пьесы ставили сами актеры, к голосу наиболее талантливых и энергичных из них прислушивалась вся труппа. Такими лидерами были знаменитый русский актер Федор Григорьевич Волков (1729—1763), творивший во времена русских царей Алексея Михайловича и Петра I, и друг Волкова актер, педагог, переводчик Иван Афанасьевич Дмитриевский (1734-1821).

А в более ранние времена к созданию того или иного сценического действа «прикладывали руку» сами драматурги.

Подобное участие было принято еще в античные времена, также руководили постановками собственных пьес драматурги эпохи Возрождения, например, Шекспир (1564-1616) и Лопе де Вега (1562—1635). Великий французский комедиограф, реформатор сценического искусства Жан Батист Мольер, создав свой театр, писал для него пьесы, играл в нем и, конечно, руководил общими процессами постановок. Современник Мольера, не менее великий драматург Жан Расин (1639-1699) тоже участвовал в постановках своих пьес на сцене. В Парижском театре Бургундского отеля он обучал актеров декламации с голоса - искусству правильно, красиво говорить, добивался от них, чтобы они произносили слова музыкально, напевно; не жалел времени на то, чтобы обучить актеров плавному, величественно-округлому жесту.

Во многих европейских странах в конце XIX века были сподвижники театра театральные постановщики, которые вывели режиссерское искусство в ранг самостоятельного вида театральной деятельности. В Германии это первые режиссеры Мейнингенского театра Л. Кронек, герцог Георг II, в Италии - антрепренер Л. Беллоти-Бон, во Франции - А. Антуан, в Англии - руководители «Независимого театра». . .

Как ни удивительно, первый документ в России, посвященный режиссерскому искусству, режиссеру, написала женщина - великая русская драматическая актриса XVIII- XIX веков Екатерина Семеновна Семенова (1786—1849). Ее игрой восхищался А. С. Пушкин и состоял с актрисой в добрых отношениях.

В России, как и в ряде других европейских цивилизованных стран, режиссерские функции иногда брали на себя авторы пьес. Неслучайно гений русской литературы Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) написал для своего гениального «Ревизора» специальные пояснения. В них великий драматург попытался рассказать о том, как задумал характеры и костюмы героев и на какие детали при создании той или другой роли стоит обратить внимание актерам.

Режиссерские заботы тревожили и великого русского драматурга Александра Николаевича Островского (1823-1886), создавшего для русского театра реалистический репертуар демократического характера, правдиво отражавший народные нравственные идеалы. Именно в повседневной жизни «среднего класса» он показал и его пороки, и его прекрасное: доброту, верность, бескорыстие. Создание репертуара для национального русского театра такую задачу Островский поставил перед собой вполне сознательно. Драматургия Островского осветила русскую жизнь от исторических времен («Снегурочка») до самой живой, современной драматургу злобы дня.

Первая серьезная режиссура появилась в конце XIX века с появлением Московского Художественного театра (1898), который возглавили Константин Сергеевич Станиславский (настоящая фамилия Алексеев, 1863— 1938) и Владимир Иванович Немирович-Данченко (1858-1943). О Константине Сергеевиче Станиславском мировая культура будет помнить столько времени, сколько сама просуществует. Это был гениальный режиссер.
Родился Станиславский в купеческой семье, жившей не ради того, чтобы скопить капиталец побольше, а для того, чтобы интересно, достойно, умно жить на земле. Родители будущего режиссера обожали и боготворили театр. Обожать и боготворить театр с малых лет начал и их сын Костя. С четырнадцати лет он начал выступать на подмостках домашнего театра, затем развился в одаренного прекрасного актера и с большим успехом участвовал в спектаклях профессиональных театров Москвы.

Глубокая одухотворенная игра Станиславского потрясала зрителей. А еще он был необыкновенно хорош собою, запоминался зрителям с первого раза высокий, пластичный, музыкальный. Кстати, яркая необычная внешность для актера немаловажна и стоит не последней в ряду после таланта. Станиславский много размышлял о том, как актерам стать вдохновенными творцами не по воле случая, а всякий раз, когда дается спектакль.

В конце концов Константин Сергеевич создал учение (систему), которое назвал «искусством переживания». Это стало событием общемирового значения, таким же, как Закон всемирного тяготения Ньютона или открытие Америки Колумбом. До сих пор система Станиславского не устарела, она постоянно завоевывает все больше почитателей и продолжателей. За могучей фигурой Станиславского-режиссера в России появился целый ряд блистательных режиссеров, таких, как В. Э. Мейерхольд, Е. Б. Вахтангов, Н. П. Охлопков, Г. А. Товстоногов, Ю. А. Завадский, О. Н. Ефремов, В. Н. Плучек, М. А. Захаров и многие-многие другие. . .
Режиссер не просто отдыхает в зале и на репетициях. Он не только руководит, какому исполнителю куда пойти, что ему сделать, как чихнуть, а где громче или тише произнести свою речь. У режиссера есть для каждой пестуемой им пьесы свой замысел. В режиссерский замысел всегда входят оригинальное толкование пьесы, собственное понимание и видение персонажей драматургического произведения, тщательное продумывание и решение мизансцен.

Но главной творческой задачей режиссера во все времена и во всех странах является следующая: создать такой спектакль, который заставил бы волноваться зрителей, который был бы современным, созвучным их мыслям, настроениям, жизни. Только тогда спектакль начнет воздействовать на личность, характер каждого сидящего в зале и только тогда станет запоминающимся явлением искусства.


Вход: