Музыка – муза хореографа

Оглянитесь вокруг и Вы наверняка увидите человека, который слушает музыку с айпода или какого-то другого устройства. В наши дни несложно найти человека в наушниках. Для многих это простой способ отвлечься от проблем.

Музыка окружает нас постоянно – когда идем на учебу, едем в машине и пр. Музыка играет в торговых центрах, вместо звонка на телефоне, как фон к фильму или телепередаче… Музыка – это часть нашей жизни, и поэтому она порой пробуждает воспоминания о людях или о пережитых нами событиях.  Песня может напоминать нам о любимом человеке или об особенном  путешествии. Кроме того, музыка может перенести нас туда, где мы никогда не бывали. Мы можем путешествовать по миру каждый раз, когда мы слушаем ритмы и мелодии других народов и культур.

Хореографам следует внимательно отнестись к подбору музыки для своих танцев.  Музыкальный фон создает настроение и атмосферу для танца, что является значимым для восприятия танца.  Ритм, размер музыки  может повлиять на скорость и фразировку движений.

Четыре разных американских хореографа – Элвин Эйли, Роберт Баттл, Ларри Кейгвин и Марк Моррис – использовали музыку в качестве вдохновения для танца, но сделали это по-разному.  Давайте проследим, как каждый из них взаимодействует со своей музыкальной музой.

 

Элвин Эйли

Элвин Эйли создал свою танцевальную труппу для того, чтобы привлечь внимание общественности к  проблемам и испытаниям афро-американцев. На постановку «Создания ночи» для своей труппы AlvinAileyAmericanDanceTheatreЭйли вдохновила музыка Дюка Эллингтона.

Медленная джазовая походка(Slowjazzwalk) – походка на полусогнутых ногах, при которой бедра и стопы вывернуты наружу (движение характерно для стиля модерн).

Арабеск – балетная позиция на одной ноге, при которой поднятая нога вытянута назад, а одна или обе руки тянутся вперед.

Дюк Эллингтон, также афро-американец, является одним из самых значимых американских композиторов прошлого столетия.  Он создавал оригинальные произведения и дирижировал своим оркестром.  Благодаря своим произведениям он прославился как популяризатор джазовой музыки, а его оркестр был известен как в Америке, так и за ее пределами. Эллингтон скончался в 1974, и в его честь Эйли поставил целый вечер танцев под его музыку под названием “AileyCelebratesEllington” (Эйли вспоминает Эллингтона). И один из танцев этой программы – «Создания Ночи».

Джазовая музыка Эллингтона воссоздает атмосферу одного из ночных клубов Гарлема в Нью-Йорке, где люди танцуют, пока не взойдет солнце. Так же, как и музыка, постановка Эллингтона изображает молодых людей, которые вышли в свет и танцуют до рассвета или закрытия клуба. Их танец сочетает в себе элегантность балета с такими движениями, как покачивания бедрами или медленная джазовая походка. Напряжение нарастает за счет высоких бросков, выгнутой спины и арабесков до тех пор, пока главная героиня не устанет от поклонников и не проводит всех со сцены, одного за другим, а ночь не подойдет к концу.

Вот что сам Эллингтон говорит о своем произведении: «Создания ночи – не похожи на звезды. Звезды ПОявляются ночью, а ночные создания ПРОявляют себя ночью, но каждый из них лишь мечтает стать звездой, пока не взойдет солнце». Атмосфера, созданная музыкой Эллинтона – молодость, жажда внимания, клубная жизнь – стала вдохновением для хореографа Эйли. Почтив память композитора, Эйли также подчеркнул значимость того вклада, который внесли в культуру Соединенных Штатов афро-американцы.

 

Роберт Баттл

Болы– гласные и согласные звуки, которые произносятся согласно ритму.  Используются в традиционной индийской музыке барабанщиками и помогают им запомнить ритмические последовательности.

Робберт Баттл, в настоящее время художественный руководитель труппы Элвина Эйли, в 1995 году поставил балет «Такадема». Движения в его танцах также рождает музыка. Хореография Баттла отражает ритмическую структуру индийского вокализа «Катхак», написанного композитором Шейлой Чандрой. Музыка очень ритмичная. В ней нет слов, но есть слоги, которые называются болы. Иногда болы пропеваются быстрым и острым стаккато (Ти Ри Ки Та), а иногда они протяжные и затихающие, как выдох (Дхаааа).

Хореография Баттла следует за изменчивым ритмом индийского катхака. Когда слоги выстреливают, как пулеметная очередь, движения танцоров также полны быстрых рывков, таких как частые прыжки и резкие махи руками от плеча, похожие на удары плети. А во время длинных слогов-выдохов, тело танцора медленно опускается из стороны в сторону. Если в музыке наступает пауза, танец также замирает.

И хотя движения не всегда точно следуют за ритмом, совершенно очевидно, что музыка послужила вдохновением для создания «Такадемы» и помогла Баттлу продемонстрировать зрителям музыкальные традиции другой культуры.

 

Ларри Кейгвин

Ларри Кейгвин, хореограф труппы «КEIGWIN+Company», также уверен, что музыка создает атмосферу в танце. Кроме того, ему нравится экспериментировать с тем, как смена музыки в середине танца влияет на восприятие движений.

Его постановка «Мегаполис» исполняется в сопровождении трех разных музыкальных произведений. Под музыку Стива Райха «Sextet-SixMarimbas» танцоры двигаются, по квадратам и диагоналям, как будто спешат куда-то по оживленным городским улицам. Движения меняются, когда начинается песня хип-хоп исполнительницы MIA: танец становится похожим на те, что танцуют в клубах.

Затем музыка меняется, а движения остаются теми же, и зрители с удивлением наблюдают за тем, как музыка влияет на наше восприятие танца. Абсолютно идентичные танцевальные комбинации осознаются по-разному, если исполняются под композиции, которые отличаются друг от друга ритмом и настроением. Представляете, насколько иначе смотрелось бы «Лебединое озеро» под хип-хоп?

 

Марк Моррис

Для хореографа Марка Морриса все начинается с музыки. Идея создания новой постановки приходит к нему только под вдохновением от какого-то музыкального произведения. Если музыка рождает у него образы будущих танцевальных фраз, он принимает решение поставить под нее танец.

Моррис называет себя «музыкантом в теле хореографа» и зачастую во время работы в его руках можно увидеть нотную партитуру. Когда он видит в ней, что играет один инструмент, он поставит соло, а в отрывках, где играет несколько инструментов, у него будет танцевать ансамбль. Музыка для него – как карта, которую он воплощает в движении.

Моррис любит ставить танцы под классическую музыку, потому что она, как правило, имеет четкую структуру. Его самая известная работа «LAllegro, ilPenserosoedilModerato»,поставленная на музыку Георга Фридерика Генделя. Моррис всегда настаивает, чтобы на его выступлениях играла живая музыка, и в этой постановке задействованы четверо солистов оперы, хор и 24 танцора.

Мелодия – основной тон музыки, который мы можем напеть, когда слушаем музыку

Гармония  – звук, который мы слышим, когда сразу несколько разных нот играются или поются одновременно.

Полифония– соединение двух или более мелодий, которые  дополняют друг друга, оставаясь при этом самостоятельными

 

Моррис в своей хореографии отталкивается от мелодии, гармонии, полифонического построения, динамики и ритма музыки, а также от ее настроения. «LAllegro, ilPenserosoedilModeratо» имеет разные настроения, что отражено в названии (живо, задумчиво, умеренно), и Моррис отражает это в движениях танцоров. Иногда они двигаются так быстро, что с трудом лавируют в толпе и словно кружатся в бурлящем водовороте, но есть и моменты тишины и спокойствия.

Для хореографа существует риск стать слишком зависимым от музыки, которая начнет диктовать ему свои условия, но Моррис успешно этого избегает благодаря сложности, изобретательности и юмору в своей хореографии.

 

В заключение

Все хореографы задумываются о том, как музыка влияет на движения, которые они создают. Некоторым, как Моррису, музыка дает представление о структуре танца. Другие, как Баттл, выбирают какой-то аспект музыки, например ее ритм, и отражают его в танце. Очевидно, что музыка может повлиять на настроение танца, что особенно заметно, когда одни и те же движения исполняются с разным музыкальным сопровождением, как в постановке Кейгвина. Благодаря музыке мы также можем перемещаться в пространстве и времени – например, оказаться в ночном клубе Гарлема – как в «Созданиях ночи» Эйли.

Есть еще кое-что, о чем хореографам нужно помнить при выборе музыки: если композиция известная, или человек, ее исполняющий или создавший знаменит, музыка может автоматически вызывать у зрителей определенные воспоминания или ассоциации. Именно потому, что музыка имеет такое влияние, некоторые хореографы предпочитают танец в тишине, чтобы зрители могли судить об их движениях непредвзято.

Теперь, когда Вы знаете, насколько велико влияние музыки на танец, Вы можете убедиться в этом сами. Когда вы смотрите танцевальные выступления, обратите внимание на то, как хореограф использует музыкальное сопровождение. Когда Вы слушаете музыку, подумайте, какие движения могли бы ей соответствовать. Вы Можете найти ту особенную мелодию, которая вдохновит Вас и разбудит Вашу музыкальную музу.

© Автор Кирстен Боденштейнер

Статья с порталаARTSEDGE

Оригинал статьи на http://artsedge.kennedy-center.org/students/features/understanding-art/music-as-muse

© Перевод Адели Рахматулиной

© Фонд «Планета талантов»


Вход: