Упражнения для дикции

Уверен, не стоит вас убеждать, дорогие читатели, в том, что красивая, наполненная, объёмная, понятная речь - это залог вашего успеха в коммуникации с окружающими людьми на протяжении всей жизни. Известно, что приблизительно 30% людей в мире имеют заметные проблемы с дикцией и артикуляцией. 

 Что же такое правильная речь?

Под правильной речью и хорошей дикцией понимается четкое и отчетливое произношение всех звуков языка, на котором изъясняется говорящий. Всё это обеспечивается путём верной артикуляции каждого из звуков в словах и фразах. Полуоткрытый рот, малоподвижные мышцы нижней челюсти, вялый язык, неправильное дыхание делают нашу речь малопонятной, а в результате неубедительной. 

 Как улучшить дикцию?

Дикция – понятие достаточно обширное, которое содержит в себе такие составляющие как дыхание и артикуляция.

 Дыхание

Несомненно, основой нашей речи является наше дыхание, согласитесь, без него мы не можем произнести ни звука. Во время продолжительного разговора или произнесения текста мы сталкиваемся с проблемой нехватки дыхания, речь становиться сбивчивой, не выраженной, обрывистой. Справиться с этим можно, если тренировать диафрагму. Начать необходимые упражнения можно с надувания воздушного шарика. Далее перейти к упражнениям на длинные гласные. Гласные необходимо тянуть на выдохе через рот, увеличивая с каждым разом длительность выдоха. Со временем можно выйти на 20-30 секунд. Данное упражнение можно усложнять повышением и понижением голоса.

Так же можете воспользоваться другими упражнениями на развития правильного речевого дыхания:

  • Счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), постепенно увеличивать счет до 10-15, 
  • Обратный счет (десять, девять, восемь…),
  • Пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе и др. 

 Скороговорки для дикционных упражнений

Мы знакомы со скороговорками с детства. Это предложения, в которых выстроен определенный ритмический рисунок, где слова выстроены на основе труднопроизносимых согласных и гласных звуках. Использование различных скороговорок при достаточной регулярности даёт хорошие результаты в работе над исправлением дикции. Для начала, возьмите простые, легкие для произношения скороговорки. Переходите к более сложным только тогда, когда будете уверены, что добились максимально четкого воспроизведения всех звуков в словах. Можете изменять темп произношения от медленного к быстрому, но не забывайте о чётком, членораздельном, внятном произношении.

Следующий этап  - усложнение, добавление препятствия при произношении той или иной скороговорки. Вы можете использовать винную пробку, зажмите её между зубами и произносите скороговорки от простых к сложным. Делайте данное упражнение, пока не поймете, что добились достаточно внятного произношения и общий смысл скороговорки стал понятен окружающим. Далее такие упражнения можно сочетать с бегом, ходьбой и любой другой имитацией действий, например рубкой леса и др. Найти необходимые скороговорки можно в любом количестве в сети интернет.

 Артикуляционные упражнения

1.                  Упражнения, развивающие мышцы нижней челюсти:

Для тренировки речевого аппарата используйте голосовые упражнения «Стон» и «Гудок». Не забывайте об упражнениях на развитие подвижности органов артикуляции, в частности упражнения для развития подвижности нижней челюсти. Работу над усилением мышц нижней челюсти стоит делать до момента, пока не появится ощущение свободы в этих мышцах. 

2.               Упражнения для развития подвижности губ:

Вялые и неподвижные губы отрицательно влияют на чёткое произношение многих согласных и гласных звуков, поэтому тренировка их подвижности дело немаловажное. 

Нарочитое растягивание, округление, вытягивание, смыкание и другие физические манипуляции с губами во время работы со звуками, словами, текстом неотъемлемая часть работы с нашим речевым аппаратом. Во время чтения вслух любых текстов обращайте внимание, чтобы губы обязательно активно участвовали в процессе звуко- и словообразования.

3.               Упражнения на развитие мышц языка:

Язык, как и губы, принимают такое же важное участие в образовании звуков и слов. Отчетливая речь обеспечивается в основном согласными звуками, а согласные звуки в большинстве своем образуются при помощи языка в сочетании с зубами и нёбом. Умение быстро переключаться с одной согласной на другую при их стечении важный навык, который необходимо развивать, подбирая соответствующие упражнения. Выбирайте для упражнений такие слова, в которых стекаются две, три и четыре согласных. Также вам помогут скороговорки.

В работе над дикцией и артикуляций не пренебрегайте упражнениями, тренирующими мышцы нёба. Упражнения на обнаружение и закрепление центрального речевого голоса, как и упражнения на освобождение от мышечных зажимов помогут вам определить, при каком положении аппарата голос звучит наиболее убедительно, чётко и красиво.

Работайте над развитием диапазона голоса и его усилением. При этом вы должны знать, что сила нашего голоса в основном зависит от интенсивности дыхания, и в меньшей степени от напряжённой гортани и нагруженных или напряженных связок. Не забывайте об упражнениях развивающих правильную интонацию. В этом вам может помочь гекзаметр, составленный А. В. Прянишниковым «Твердо запомни, что прежде, чем слово начать в упражнении…» (см. в интернете по первой строчке данного гекзаметра).

Общие рекомендации

·         Регулярно выполняйте все рекомендуемые упражнения, от частоты занятий зависит успех в достижении цели даже в самом безнадёжном случае;

·         Делайте каждое из упражнений не менее 5 минут, переходите к следующему после того, как убедились, что освоили данное упражнение;

·         В работе над дикцией и артикуляцией всегда переходите от простого материла к сложному;

·         Используйте различные средства записи/воспроизведения, чтобы была возможность слушать/смотреть вашу работу в действии и в дальнейшем, анализируя, корректировать упражнения, двигаясь к намеченной цели;

·         Старайтесь заниматься с педагогом: взгляд со стороны важная составляющая успеха! Запишитесь на курсы актерского мастерства.

Удачи в работе над собой!

Автор: Режиссер и актер Московского драматического "Театра на Малой Бронной", Театра им. М.А. Булгакова. Преподаватель актерского мастерства и сценической речи школы "АРТ Проект" О. Н. Ларченко


Вход: