Особенности кроя и пошива танцевальных костюмов

В этой статье - то, на что нужно обратить внимание при заказе костюма, а также то, что поможет оценить качество готового изделия. 

Если вы заказываете в ателье или у профессиональной швеи обычный костюм или платье, вам достаточно показать фотографию с выбранным фасоном. Во всём остальном вы доверяетесь профессионалу и забываете о заказе, пока он не готов. С танцевальными костюмами этот номер не пройдёт.

Важно понимать, что если мастер прекрасно шьёт повседневную и праздничную одежду, это совсем не значит, что он справится с пошивом костюма для выступления, где используют особенный крой, швы, ткани и фурнитуру. Поэтому выбор хорошего специалиста по танцевальным костюмам– первостепенная задача, но не единственная: даже самой опытной швее всё равно не обойтись без вашего активного участия. Успех костюма во многом зависит от заказчика, так как только он имеет полное представление о том, как должен выглядеть костюм во время выступления, какие движения будут в нём выполняться, с какого ракурса на него будут смотреть и многое, многое другое.

В этой статье - то, на что нужно обратить внимание при заказе костюма, а также то, что поможет оценить качество готового изделия. Наиболее актуальна статья для тех, кто занимается современной и эстрадной хореографией, гимнастикой. За экспертным мнением мы обратились к Софье Филиной – артистке цирка и опытному мастеру по пошиву сложных цирковых костюмов-трансформаций, а также к Варваре Деменко, художественному руководителю детского театра современной хореографии "Академия танца" в городе Ханты-Мансийск, которая имеет большой опыт в заказе хореографических костюмов и немного шьёт сама.

Выбор ткани и швов:

При заказе вам, конечно, не нужно разбираться в названиях тканей или их составе, по большому счёту, нужно определить для себя только одно: тянется ткань или нет. Если костюм должен сидеть «по фигуре» - стоит отдать предпочтения тянущимся тканям. Это облегчит жизнь мастеру, так как можно использовать упрощённый крой и костюм всё равно «сядет». Единственное, на что нужно обратить внимание при пошиве из эластичных тканей – это швы. Если увидите на эластичной ткани обычную ровную «строчку», изделие нужно возвращать: при натяжении такой шов «лопнет». Тянется ткань – должен тянуться и шов, поэтому на машинках используют шов-зигзаг или специальный стрейч-шов, либо выполняют швы на оверлоке (такой шов выглядит как две параллельных ровных строчки с лицевой стороны и узорный широкий многониточный шов с изнаночной).

Комментарии экспертов

В.Д.: Естественно, что самый оптимальный вариант ткани в детской современной хореографии- стрейч. Наиболее популярен бифлекс, причем матовый. Уже не раз на конкурсах слышу от жюри, что глянцевые, кислотные или слишком пестрые ткани смотрятся дёшево и безвкусно (именно в современном танце, это не относится к шоу-номерам или к эстрадной хореографии, к примеру).

Опасно работать с сеткой, если

 она не имеет основу стрейч, поскольку ткань очень нежная и часто рвётся от натяжения. У нас в коллективе был печальный опыт, когда при движении сетка моментально рвалась по шву, из-за чего пришлось ее дублировать, причём неоднократно. (Дублировать – при помощи утюга приклеивать дополнительный слой ткани – дублерин - с изнаночной стороны для увеличения прочности основной ткани или швов – прим.автора)

 

Также нужно обратить внимание на сочетание нескольких цветов в одном костюме, поскольку при стирке они могут окраситься. И если были использованы контрастные цвета, например, белый и красный, то белая часть костюма может стать розовой.

С.Ф.: В отличие от танцевальных, в гимнастических костюмах блестящие ткани приветствуются, если соответствуют задумке. Возможна даже пайеточная ткань на трикотажной основе. В гимнастике сейчас широко распространено разрисовывание ткани, когда на однотонной основе акриловыми красками по ткани делают узоры и переливы. Еще один швейный ход при создании гимнастических костюмов - аппликации. Но при их использовании, важно, чтобы ткани были такой же растяжимости, как и основа. Готовое изделие не должно терять эластичности, поэтому все элементы пришиваются зигзагом.

Особенности кроя:

Главное отличие качественно скроенного костюма для танца от повседневной одежды - он не 

сковывает движения. При наклонах, поднятии рук и ног ткань нигде не тянет, не морщит, не поднимается и не оттопыривается. Если ткань сама по себе не решает эти задачи за счёт эластичности, при крое добавляют дополнительные 

детали – ластовицы (см.рисунок 1). В случае, когда ластовицы визуально портят костюм, иногда низ проймы рукава оставляют незашитым, что тоже 

даёт свободу движению рук.

Бывает, нужно добавить эластичности на спине, чтобы при наклонах, скручивании ничего не тянуло. Тогда посредине спинки делают специальную шлицу (см.рисунок 2) – это складка на ткани или разрез, который благодаря специальной «заплатке» выглядит незаметным.

 

 

Комментарии экспертов:

С.Ф.: Себе я стараюсь не делать костюмы с рукавами, есть интересная альтернатива - длинные перчатки. Если заказ на костюм с рукавами, то ластовицы не вставляю, эластичности ткани обычно хватает. Но сама выкройка в пройме должна быть сделана максимально точно, чтобы ткань не натягивалась на расстоянии от подмышки, но и не стягивала плечо. При пошиве комбинезонов не стоит выбирать фасоны с передним швом: он не дает прогибаться в спине и неэстетично делит пополам зону бикини.

В.Д.: Так как моему коллективу шьёт костюмы профессиональный центр моды, первое время сталкивалась с тем, что они подгоняют костюм идеально по телу... И через полгода он ребенку становится мал! Поэтому сейчас мы обязательно делаем запас на штанине и рукаве, не стремимся к идеально прилегающему варианту, поскольку детям часто приходится надевать чужой костюм (когда один ребенок заменяет отсутствующего), а фигуры у всех детей разные.

Фурнитура, застёжки, декоративные элементы

Где расположить застёжку? В идеале – нигде. Если без застёжки не обойтись, нужно выбрать место там, где она не будет мешать. Выполняете кувырок – обговорите с мастером, что нельзя размещать застёжку на шее или спине, есть поддержки – застёжка на боковом шве также недопустима и т.д. То же касается декоративных элементов – страз, пайеток, бусин и пр. Главное – подбирать качественную фурнитуру, которая выдержит многократные повышенные нагрузки на изделие.

Комментарии экспертов:

В.Д.: Если приходится делать застёжки, то и пуговицы, и кнопки, и крючки подходят.  Крючки желательно чередовать сторонами (чтобы не были все крючки с одной стороны, а "зацепки" с другой, иначе есть риск расстегивания).  Молниями пользуемся в самых исключительных случаях: потайные молнии очень часто ломаются, а если дети маленькие, дёргают замок, остаются дырки. Тракторная молния долговечнее, но она довольно грубая внешне и некомфортная к телу.

Если говорить про стразы - однозначно пришивные! Клеевые потом на сцене собирать придется.

С.Ф.: Для меня самый удобный вид застежки – «капля» на пуговице на спине. В гимнастических костюмах используется огромное количество страз (до тысячи). Понятно, что такой объем не пришить вручную, поэтому в ход идут клеевые. Я пользуюсь стразами горячей фиксации: если качество хорошее, то они держатся крепко и не отпадают даже после машинной стирки. Также для отделки костюмов используется обычная пайеточная тесьма, но она не тянется, и чтобы сохранить эластичность костюма, нужно пришивать ее не прямолинейно, а зигзагообразно или волнообразно.

 

Подведём итог:

Ваша задача как заказчика – дать мастеру максимально полную информацию о том, как  костюм должен выглядеть и какими свойствами обладать. Для этого необходимо во всех подробностях представить выступление – учесть все движения, перемещения,  прическу, освещение, взаимодействие с реквизитом, декорациями и т.д. Нужно также помнить про безопасность, удобство и выбирать качественные ткани и фурнитуру, чтобы костюм выдержал все испытания и не подвёл в самый ответственный момент.

Желаем красивых и успешных выступлений!

Аделя Рахматулина


Вход: