Как подобрать репертуар для хора. Тараканов Б.И.

Продолжаем рубрику советов от членов жюри перед началом сезона. Глава из книги известного хормейстера Б. Тараканова "Хор вам в помощь" написана живым языком и будет интересна не только представителям хорового пения, но и всем, кто так или иначе связан с творческими коллективами. Поверьте, вас ждут несколько минут увлекательного чтения. Вперёд!

Как подобрать репертуар для хора

Отрывок из книги Б. Тараканова "Хор вам в помощь"

 

Одно из современных репертуарных направлений можно охарактеризовать, как «Только то, чего нет у других!». Ну что же, как говорила героиня фильма «Служебный роман» в исполнении потрясающей Лии Ахеджаковой: «Туда тоже можно!». Вопрос, нужно ли? Вспомните – любые запреты губительны! Зачем лишать свой коллектив общепринятой классики? Авторам также встречались руководители, которые по своим внутренним соображениям полностью исключили из репертуара православную духовную музыку. Тем не менее, продолжали исполнять и Палестрину, и Баха, причем наряду со старинными мадригалами, по содержанию что-то вроде «Как женщины коварны: не хотят!». Странная непоследовательность, но... имеют право, и такое своеобразное мнение тоже следует уважать. Однако, нашему читателю нужно помнить – тезис «Мы это не поем!» не украсил еще не один хоровой коллектив. Почему бы не отнестись к русской духовной музыке как к источнику хоровых шедевров, если уж духовных отношений с ней не сложилось.

Еще одна крайность – строить выступление на заезженных, набивших оскомину произведениях из потрепанной хрестоматии по хоровому дирижированию. Публика или комиссия на фестивалях и конкурсах привычно зевает, слушая очередной «Не ветер вея с высоты». Обратите внимание, при исполнении этих сочинений на лицах у певцов хора почему-то всегда появляется болезненное и беспомощное выражение. И ведь что обидно, произведения-то хорошие, а звучат скучно, и ничего с этим не поделаешь. Все прекрасно знают, как это должно звучать, поэтому слушатели замечают исключительно недостатки исполнения. Вдохнуть в эти сочинения новую жизнь (по скромному мнению авторов этой книги) практически невозможно, разве что перестать исполнять лет эдак на двадцать. Жалко их... Они нам напоминают поле, которое пахали и засеивали годами и десятилетиями, не давая передохнуть, и выработали ресурс на много лет вперед – земля отдала все свои соки и превратилась в камень.

Что же делать? Руководствоваться исключительно своим вкусом и... обязательно думать о ваших слушателях! Они чаще всего ни в чем не виноваты, и уж точно в том, что при формировании программы концерта у вас было плохое настроение и вы не включили в неё их любимую финальную... эту... ну... Не знаем, что там у вас – сами впишите. У нас, например, «Пойду ль да выйду ль я» в обработке Владимира Самарина – богатая композиция для хора с сопровождением, на наших концертах ее всегда ждут, зачем же разочаровывать тех, кто тебя любит? Так что мы со своей стороны можем посоветовать ответно любить, любить и еще раз любить своего слушателя – на концертах именно это помогает наладить процесс энергообмена с ним. И, конечно же, не забывать его баловать, исходя из условий концертной площадки и специфики данного концерта.

К примеру, если у вашего хора заявлен концерт русской духовной музыки, причем в одном из храмов, то за включение в программу сюрприза для публики в виде разухабистых народных песен вы рискуете обрести репутацию «Pussi Riot». Полистайте духовные партитуры – хотя бы на http://notes.tarakanov.net– и вы сами удивитесь, сколько в православной музыке может быть не только строго-молитвенного-аскетичного, но и веселого, жизнерадостного, прославляющего! Грамотный выбор композиций способен наполнить любой жанрово ориентированный концерт здоровыми контрастами и настоящим вкусовым разнообразием, что называется: «Ея же и монази приемлют!». Впрочем, это изначально немножко не о том было сказано, но все равно...

Однако, если речь идет о светской площадке, то не стоит потчевать публику каким-то одним жанром. Включите в репертуар как отечественных, так и зарубежных авторов классических и современных. Если ваш концерт посвящен, например, музыке конкретной страны (Италия, Испания, Португалия, Венгрия, Франция, Мозамбик...), не постесняйтесь позвать на него представителей посольства облюбованной вами иностранной державы. В этом нет ничего сверхъестественного, поверьте авторам. Для этого вам следует написать официальное письмо, причем непосредственно на посла, и пригласить его непременно с супругой – таковы правила дипломатического этикета. Посол «с послихой» сами могут и не прийти на ваш концерт (ничего страшного), но, скорее всего, распишут ваше письмо, ну, допустим... атташе по культуре. Не велика птица, но вам пригодится! Примите его ласково и радушно, ведь в его лице вы получите новые связи, новые идеи и новые проекты, связанные с выбранной страной, дополнительный престиж, пиар и поддержку посольства на предстоящие проекты в рамках культурного сотрудничества, которые вы со своим хором обязательно придумаете. Да, и не забудьте сфотографироваться вместе! Пусть эти фотографии радуют глаз на сайте хора, его учредителя и во всевозможных социальных сетях. Сайты и координаты посольств или консульств, представленных в вашем регионе, вы легко сможете найти в интернете – выбирайте на вкус.

По мнению многих Мастеров Хора, любой хоровой концерт должен открываться «Ея Величеством Русской духовной музыкой». Это начало начал, благословение, молитва перед большим делом, своего рода момент истины! Постепенно программа может переходить в русскую же хоровую классику, русские народные песни в превосходных обработках, коих слава Богу предостаточно.

Всегда с удовольствием принимаются публикой оперные хоры и сцены. Но в наше время и здесь следует соблюдать осторожность, кто бы мог подумать! Один женский хор весьма приличного уровня (при известном музыкальном ВУЗе), выступая на одном из московских хоровых фестивалей-конкурсов, включил в программу… «Хор вокзальных проституток» из оперы Леонида Десятникова «Дети Розенталя». Так и спели: «Пора, пора, ждут три вокзала нашего мяса, пора!...», чем серьезно напугали публику и обозлили жюри. И где только клавир достали. Не понятно, чем именно руководствовался худрук этого учебного коллектива.

В середине программы, как правило, уместна будет любое произведение, которое нельзя заподозрить в ширпотребстве. Томная прелесть французской хоровой музыки всегда имеет тонкий оттенок нежной горечи жареных каштанов, что продают сумасшедшим влюбленным у подножья Эйфелевой башни... Привлекает и возвышенная сдержанность немецкой музыки. Обе они будут хороши в середине любого концерта, где присутствует смешение жанров. Для исполнения хором всегда привлекательны сочинения на итальянском языке с его внятной фонетикой. Между тем, итальянская хоровая литература в большинстве своем – это десерт (пардон, мы говорим банальности) и уместнее слушается ближе к концу программы. С этим классическим набором дивно гармонирует англоязычный негритянский спиричуэл, песни из саундтреков к отечественным и зарубежным кинофильмам, джазовые сочинения в нетривиальном переложении для хора… Подобные композиции легки и остроумны, они придадут любому выступлению вашего хора эффект шкатулки с секретом (Интересно, что подобная многожанровая подборка в последнее время стала именоваться подозрительным термином «европейский репертуар». Вероятно, по аналогии с «европейской кухней».). В концертах, волею случая проводимых «...во дни печальные Великого поста», хорошим тоном считается преобладание в репертуарной линейке не столько жанрового ограничения (например, только духовная музыка), сколько осмысленной умеренности. Ну, а любовь публики и ваших певцов к благостным созвучиям стоит учитывать всегда, даже если вы сами без ума от додекафонических экспериментов Шенберга или произведений, написанных в жанре психоделической абстракции.

Скажем прямо. Привычка музыкально грамотного человека к чтению некоторых современных хоровых партитур иногда представляет собой форму мазохизма. Ноты этих безусловно выдающихся сочинений часто выглядят так, будто на них кто-то чихнул. А композитор потом нарисовал много раз по пять линеек, поставил ключи, знаки при них, а затем обвел черными чернилами то, что получилось. А что? Концептуально, удобно и творчески не затратно! К великому сожалению, сегодня для хора пишут не только талантливые и объективно востребованные авторы, но и воинствующие дилетанты, атеисты, и просто дураки. И еще неизвестно, кто для истории хоровой музыки наиболее опасен. Перешедший на дирижерскую карьеру самый прямолинейный из «Трех теноров Пласидо Доминго» сообщил недавно в одном интервью: «Это в классике надо думать, а что же там за нотами стоит. А в современной музыке за нотами чаще всего – непосредственно пюпитр». Утешает одно – многие современные композиторы все-таки продолжают творить в позитивных традициях, так что нам с вами всегда есть, из чего выбрать.

Отдельная тема при исполнении современной музыки – это проблема авторских прав.Нам кажется, что чем значительнее автор, тем меньше он нуждается в соблюдении авторского права. Потому как отличного композитора узнают по первым нотам, так же как писателя – по любой строчке, художника – по любой зарисовке. И лишь те композиторы, кто бывает на вершине успеха раз в жизни, изо всех сил дерутся за свое место в истории музыки. Стоит ли исполнять их произведения созданным вами хором или нет, решать только вам. Мы не исполняем. Хороший композитор не предполагает не думающего, не желающего или не умеющего думать дирижера, – напротив, он предполагает серьезное намерение работать головой, ведет его, помогая делать первые шаги, и учит идти дальше самостоятельно. От дирижера по сути нужно: знать технические приемы и не бояться современной музыки.

При выборе современных произведений как можно чаще прислушайтесь к себе.Хороший человек вам плохого не пожелает, поверьте. В идеале каждый концерт вашего хора – это всегда открытие другого мира, а не еще одна дверь в мир один и тот же. В Италии, к примеру, искренне считают, что не дирижер выбирает произведение, а произведение выбирает дирижера…И еще очень важно. В хоре не следует резко менять репертуарную политику, делать это нужно постепенно. Заменили несколько набивших оскомину произведений новыми – потихоньку двигайтесь дальше, осваивая эти новые сочинения и оттачивая те, что пока остались в репертуаре. Словом, никакого радикализма – только ненавязчивый upgrade.

 


Вход: