Фестиваль — форма работы с одаренной молодежью

«Планета талантов» посредством конкурсов-фестивалей стремится сформировать пространство складывания механизмов отбора талантливой молодежи для ВУЗов и механизмов доступа к социальному лифтингу для творческих молодых людей. 

 

Конкурс-фестиваль как проектное пространство работы с одаренной молодежью

 

Здравствуйте, дорогие наши друзья, спутники и участники. Фонд поддержки и развития детского творчества «Планета талантов» открывает свой шестой сезон. Уже в прошлом юбилейном году наши фестивали прошли во всей двадцатке крупнейших городов России, кроме Воронежа, Ульяновска и Краснодара. В этом сезоне у нас состоится воронежский дебют.

 

    Конкурс-фестиваль в нашем понимании – это не только само мероприятие, где участники выступают на сцене, а жюри их оценивают. Фестиваль – это событие. Событие отличается от простого мероприятия тем, что оно существует и случается поверх непосредственно физических процессов. Оно возникает в сознании участников и длится до тех пор, пока оно оказывает какое-то влияние  на реальность, пока о нем есть память. Событие тем ярче, чем сильнее вызванные им перемены.

     «Планета талантов» посредством конкурсов-фестивалей стремится сформировать пространство складывания механизмов отбора талантливой молодежи для ВУЗов и механизмов доступа к социальному лифтингу для творческих молодых людей. В связи с тем, что такое пространство представляется ресурсом для двух позиций – творческой молодежи и ВУЗов – мы можем называть его проектным. Проект – всегда такая форма кооперации позиций, в результате которой каждая из них получает доступ к новому ресурсу.

 

     Задачей для фонда является сложить целую систему, позволяющую обеспечить поступление в лучшие творческие ВУЗы действительно талантливых молодых людей со всей страны. У подавляющей массы потенциальных абитуриентов, проживающих далеко от столиц, порой даже не возникает мысли о том, что поступление в Москве или Санкт-Петербурге для них возможно. С другой стороны, принимающие в ВУЗы преподаватели выбирают лишь из 200 ребят, значительная часть из которых местные и лишь небольшая доля набравшихся смелости приезжих. В течение двух-трех недель им нужно оставить 25 лучших из 200 предложенных. Участие в фестивалях «Планеты талантов» позволит преподавателям в течение всего года самим определить, кто из нескольких тысяч просмотренных ребят придет к ним на поступление.

 

 

     По сути, такая система станет аналогом предметных олимпиад, практика которых начала складываться в России еще в XIX веке, когда «Олимпиады для учащейся молодежи» проводило Астрономическое общество Российской Империи. С тех пор олимпиадное движение охватывала все новые и новые области – математику, химию, физику, затем предметы естественнонаучного цикла, следом оказались затронуты и гуманитарные дисциплины. Эти переходы, безусловно, связаны с той образовательной политикой, которую ведет государство, со стратегией развития, с тем, какие кадры, в первую очередь, должны осуществлять это развитие.

     Конечно же, такая надстройка над основным образовательным процессом возникла не случайно. Она призвана решить задачу работы с одаренными детьми, теми, кто опережает средний уровень развития своих сверстников. С одной стороны, олимпиадная система является пространством, где ребенок может продемонстрировать свой уровень, с другой – становится определенным стимулом для повышения этого уровня. Но есть и еще одна функция – диагностическая или селекционная – эта система позволяет отбирать наиболее талантливых в данной области молодых людей для их дальнейшей профессионализации. Конечно же, речь не идет о том, что победители олимпиад поступают в ВУЗы без экзаменов, но заметная доля лояльности к таким абитуриентам, безусловно, присутствует. В некоторых учебных заведениях диплом победителя предметной олимпиады практически заменяет вступительное испытание на формальное собеседование.

 

     И так, в случае с предметными олимпиадами мы наблюдаем образовательную форму, в которой заинтересованы, как минимум, две позиции – одаренная молодежь и представители ВУЗов. Не будем забывать и об интересе государства в повышении профессионального уровня кадров.

 

 

 

 

 

     С нашей точки зрения, именно такую кооперацию нужно выстроить также в творческих сферах – обучении танцу, пению, игре на музыкальных инструментах, игре в театре. Сегодня в ситуации кризиса мировоззрения, не позволяющего с уверенностью говорить о том, сохраняется и воспроизводится ли русский этнос, вопрос о повышении качества образования в сфере культуры стоит особенно остро. Может ли считать себя русским  народ, дети которого не видят личной связи с высшими образцами русской культуры. Кризис идентичности, когда человек перестает отождествлять себя с народом, говорит о дефиците культурного образования в России. Если в ответ на вопрос: «А почему ты русский?» человек не находит ничего, кроме: «Потому что живу в России», это говорит о том, что в действительности ответа у него нет. Русским человек становится только тогда, когда начинает воспроизводить в своей деятельности, в своем мышлении, в своей жизни образцы, присущие русской культуре. Это совершенно не означает, что нужно надевать кокошники, лапти и поклоняться Перуну. Конечно, это анахронизмы, которым сегодня вряд ли найдется место в реальной жизни. Хотя именно с этим ассоциируется «русскость» в бытовом представлении. Но культура и не содержится в предметах быта и бытовом. Культура лежит в области мыследеятельности[1] и творчества – высших слоях человеческой активности.

     Ведь когда человек владеет культурным представлением, например, о том, что такое любовь, какие типы любви описаны русскими писателями и художниками, он никогда не будет вести себя по отношению к любимому человеку согласно тем шаблонам, которые закладывают в нас молодежные сериалы или голливудские фильмы. Любовь в них немного смущенно заменяется словом отношения, а отношения развиваются по более или менее одинаковой схеме: внимание, подарки, приглашения в кафе, поцелуй, физическая близость, дети, сомнения, ревность, ссора – вот почти полный список атрибутов современного представления об отношениях в молодежной среде.

 

     Как же это скудно, когда один только Достоевский в своем творчестве изучил и показал, как минимум, три очень сложных, достаточно противоречивых типа – любовь страстную, когда человека охватывает желание полностью завладеть возлюбленным вместе с готовностью пожертвовать абсолютно всем ради него (например, Рогожин), любовь гордую, когда человека раздирают противоречивые чувства стремления к возлюбленному и невозможность открыться взаимному чувству (Настасья Филипповна), и любовь христианскую, с точки зрения Достоевского, высшую форму проявления любви, построенной на бескорыстном чувстве, не требующем ничего взамен (Мышкин). А есть еще Пушкин, Лермонтов, Толстой… Речь идет о том, что знакомство с каждым новым культурным образцом обогащает наше представление о том, как лично нам вести себя и строить свою жизнь. Мы становимся способны переживать реальность значительно более полно, многогранно; и действовать, основываясь далеко не только на инстинкте. Именно это и позволяет нам быть Человеком.

     Точно такие же образцы скрыты в архетипах народной песни и танца, инструментальной музыке. Освоение классической музыки само по себе связано с развитием сознания, расширением его горизонтов, способностей восприятия. С этой точки зрения, повышение эффективности культурного образования сегодня становится задачей государственного масштаба, призванной решить вопрос о сохранении суверенной России как таковой.

 

Зенин Илья Андреевич,

вице-президент Фонда

 «Планета талантов»



[1] Здесь термин «мыследеятельность» употребляется в традиции мыследеятельностной методологии, направления, разработанного Московским Методологическим кружком под руководством Г.П. Щедровицкого в 60-90-е годы двадцатого века.


Вход: