Всем хореографам: развитие не останавливается

Основное кредо в жизни творческого человека - не останавливаться в развитии. Помимо общих слов о стремлении к самосовершенствованию, это означает вполне конкретные вещи: необходимо быть в курсе всех существующих тенденций в своей области, знать, на какие вызовы они отвечают, какое новое знание привносят. Развитие не останавливается, остановиться можем только мы сами.

Одним из способов "не заржаветь" поделилась Яна Исаенко, посетившая летнюю танцевальную школу в Вильнюсе:

           

 

Пока наши счастливые участники танцуют на родном туапсинском побережье на классах Андрея Разживина, разведка из оргкомитета решила заглянуть заграницу. 15-ый год в столице литовского государства Вильнюсе проходит семидневная летняя танцевальная школа, а в России про нее мало кто знает.

 

           

Приезд иностранцев вызывает удивление и некоторое уважение. Не столь многие из России, Англии или Франции готовы рвануть в небольшую Литву на обучение. А тех, у кого хватило сил, ценят и стараются оберегать. Например, для меня вся школа искала суперклей, когда единственные босоножки внезапно развалились. В результате безвозмездно выдали пару раритетных кожаных туфель. Учитывая врожденный хороший вкус литовцев, это можно назвать дорогим дизайнерским подарком. Так что к «приезжим» там относятся с особой заботой и любовью.

     По-русски в бывшей советской республике говорят сейчас мало, в основном среднее и старшее поколения. Так что для общения с молодёжью приходиться мобилизовать все свое знание английского, выскребая его из чертогов разума, что всегда очень полезно. Но тем, кто английский не знает вовсе, волноваться не стоит. Как правильно заметил один из преподавателей: «Weallherefordancing». Другими словами, язык тела объединяет и делает понятными друг другу людей всей планеты.

 

            Общая картина прекрасна тем, что здесь собираются люди совершенного разного возраста (от 12 летней девочки-ученицы местной балетной школы до женщин почтенного возраста в этой школе преподающих), с совершенно разным танцевальным и жизненным опытом (циркачи, актеры, киношники, просто небезразличные люди, профессиональные танцоры). Вот, например, моя новообразовавшаяся подруга из Англии - Ребекка, помимо участия в танцевально-театральных проектах, занимается уроками движения со слепоглухими детьми. Глядя на то, как она по привычке очень внимательно и бережно относится к самым мелким изменениям в людях в процессе совместной работы, или просто беседы, я поняла, что и мои тактильные ощущения становятся более тонкими и глубокими, что очень важно, когда чувствуешь партнера на сцене.

            

 

Чем интересны классы в Европе, что там можно встретить новый «ассортимент» преподавателей, которых еще не успели привезти в Россию. (http://dance.lt/en/544973/238302/projects/summer_dance_school/summer-dance-school-14) Для посещения можно выбрать несколько техник различной сложности: балет, контемпорари, афро, афро-джаз, партнеринг. И главное, что часто волнует нас: цена участия гораздо доступнее в сравнении с Москвой и Петербургом.

 

          

В первой половине дня я разгуливала по прекрасным озерам, лесам, церквям старого Вильнюса, а с трех часов и до самого вечера танцевала в самом центре города в нашей школе «Printinghouse». Выбрала два курса: афро данс, чтобы не «засохнуть» телом и творческую лабораторию по хореографии, чтобы воспрянуть духом. Система мастер-классов по различным техникам знакома многим, а вот творческие лаборатории – дело пока еще новое, редкое и стремительно набирающее популярность в Европе. Поэтому рассказ будет именно про нее.

 

 

            Лабораторию проводила Ольга Цветкова (Россия-Нидерланды). Молодая девушка из Екатеринбурга, успела потанцевать в нашумевшей компании Александра Пепеляева «Кинетический театр», поучаствовать в постановках Анука ван Дейка, отучиться на мастера хореографии в академии SNDOв Амстердаме, сейчас работает в московских театрах. Лаборатория – это всегда глубокое погружение, поэтому наши занятия шли каждый день по 4 часа, происходило столько всего интересного, что времени все равно не хватало. Основным направлением этой лаборатории было открыть для себя различные подходы в процессе создания хореографии (танцевального спектакля). Мы искали пути того, как можно передать одну и ту же идею зрителям используя разные средства театра, танца, изобразительного искусства. Каждый день был посвящен сугубо одному выразительному средству, одному подходу.

          

 Мало кто из нас обращает внимание на то, что любое движение издает звук. А целенаправленно производя звук, мы делаем и движение. Начав с небольшого теоритического ввода в этот вопрос (о том, как в начале XXвека итальянские футуристы под руководством Джакомо Бало создали шумовой оркестр, каждый звук которого был естественным шумом улиц) мы начали изучать возможности собственного тела, как дирижеры приноравливаются к оркестру. В нашем распоряжении были четыре вида микрофонов и наши тела. Каждый звук в пространстве стал очень значимым, даже самый маленький шорох менял атмосферу (с какой же внимательностью и осторожностью надо подходить к выбору музыки для постановки хореографических номеров и спектаклей, чтобы точно выразить идею, а не помешать ей!).

 

           

Следующей темой было соотношение движения и текста. Как добиться того, чтобы слово не иллюстрировало движение (и наоборот), а привносило смысл. Как отделять текст от движения, и как органично говорить в танце.

 

            В один из дней в нашем арсенале было множество осветительных фонарей, линз, фильтров. И теперь нам предстояло выразить свою тему (любовь, конфликт, ложь, бессилие) только при помощи света. Делая концерт, или спектакль очень важно понимать техническое оснащение зала, учитывая это, работать над своей задумкой и в момент репетиций в качестве профессиональной этики говорить на одном языке с работниками сцены.

            Дальше мы работали с композицией и мизансценой. Удивительная вещь, как угол расположения одного человека по отношению к другому или к зрителю может поменять восприятие. Одно дело, когда танцуют открыто, лицом в зал, совсем другое, когда эти же движения исполняются спиной. Или как небольшое изменение ритма движений может привнести юмор.

            На заключительном занятии мы работали с нетеатральным пространством. Можно было выбрать любой закуток школы, или место во дворе, разрушенную церковь, или странную стену с шумными вентиляторами, или просто узкую улицу города, для своего небольшого танцевального соло. Задание все то же: выразить заранее выбранную тему, только теперь еще используя возможности нового пространства. Углубляясь только в визуально-декоративную составляющую хореографии, понимаешь, какое большое значение имеет самая маленькая «фитюлька» на костюме, как можно помешать восприятию зрителей кричащей цветовой гаммой или неподходящей прической.

            Помимо такого дифференцированного подхода к хореографии атмосфера лаборатории обучала европейскому подходу - ученик и учитель должны физически находиться на одном уровне. Не допускается возвышение учителя над учениками, так как доказано, что так информация усваивается иначе (если один сидит на полу, сидят и другие).  В процессе творчества важна атмосфера того, что все правильно. Каждая идея имеет право быть высказанной, хотя бы для того, чтобы из нее родилась новая идея. Ошибки - это всегда радость, потому что за собой они несут новые решения, новые неординарные пути. 

 

           

 

В последний день на закрытии, как это принято на большинстве летних и не летних школ, каждая группа показала часть урока, комбинацию, придуманные дуэты и трио. И завершилось все торжественным вручением сертификатов. Далее последовала ночь совместных танцевальных и музыкальных импровизаций, обмен контактами и литовскими сувенирами в виде картин Чюрлениса, планирование совместных танцевальных проектов.

 

 

 


Вход: